Тороидальные подшипники – это сложные в производстве узлы, которые выпускают очень немногие компании. Несмотря на солидную цену, спрос на такие детали стабильно высок, так как более компактного решения с максимальной стойкостью к радиальным нагрузкам, да еще и с возможностью самоустановки, на современном рынке опор пока не существует.
Одним из наиболее ценных свойств тороидальных подшипников считается то, что при любой несоосности распределение нагрузки на элементы узла остается равномерным и абсолютно предсказуемым. Благодаря этому такие подшипники в последнее время все чаще используют в качестве альтернативы плавающим сферическим роликоподшипникам. Тороидальные изделия превосходят конкурентов еще и компактностью, так как их поперечное сечение такое же небольшое, как и у игольчатых моделей.
Большинство конструкторов, создающих компактные узлы для оборудования, работающего с большими нагрузками, считают тороидальные подшипники оптимальными для своих целей из-за таких особенностей:
Минимальные радиальные габариты;
Компенсация больших несоосностей;
Небольшой вес;
Высокая точность;
Выносливость и долговечность;
Неприхотливость в обслуживании.
Тороидальные подшипники обладают еще одним важным свойством – они способны улучшить рабочие характеристики некоторых механических узлов, например, планетарных редукторов. К минусам этих продуктов можно отнести лишь их высокую стоимость и небольшой выбор на мировом рынке опор качения.
Качественные тороидальные подшипники могут выпускать только наиболее технологически оснащенные производители, такие как SKF. Шведский концерн начал производить эти детали первым – экспериментальные модели появились в конце 80-х, а первые серийные подшипники линейки SKF Carb поступили в продажу в 1995 году. С тех пор компания сохраняет мировое лидерство в выпуске этих узлов, постоянно совершенствуя их и предлагая потребителям новые модели. Сейчас в каталогах бренда можно найти 13 размерных серий, отвечающих стандартам ISO с внешним диаметром от 25 до 1800 мм.
Подшипники тороидального типа используются в самых различных сферах производства. Самый крупный потребитель этих узлов – сталелитейная отрасль. Опоры этой конструкции, с высокой точностью хода и стойкостью к внешним факторам, применяются в узлах прокатных станов и конвертерных печей. Чтобы максимально расширить область применения своих опор, компания SKF оснащает подшипники серии Carb уплотнениями разного типа и сепараторами из материалов с различными свойствами. Так появились модели для эксплуатации в атмосфере запыленности и высокой влажности, а также детали для использования в узлах с высокими моментными нагрузками.
Кроме концерна SKF в производстве тороидальных опор преуспели швейцарская компания RKB Bearings и немецкий бренд FAG. Завод RKB выпустил первую партию продукции перспективного типа почти одновременно с SKF, в середине 90-х годов. Концерн FAG может считаться в этом деле новичком, но его подшипники линейки TORB обладают высокой стабильностью размеров при нагревании до 200° С и удивительной долговечностью.