Выбор материала подшипников скольжения актуален для многих сфер человеческой деятельности. Поиск оптимального баланса между эффективностью, долговечностью и ценой заставляет специалистов искать новые решения этой задачи. Главная проблема в том, что опорах скольжения между валом и вкладышем нет ничего, кроме тончайшей масляной пленки. Нарушение этого покрытия приводит к тому, что вкладыш стирается за несколько часов и требуется его замена. Стойкость материала к истиранию – одна из важнейших проблем конструкторов и на сегодняшний день лучшие результаты в этом направлении показали алюминиевые сплавы и сталебронза.
Сплавы алюминия с оловом и кремнием начали использоваться для производства вкладышей подшипников скольжения относительно недавно – в 90-х годах прошлого века. Сплавы такого типа показали хорошее сопротивление к износу, а кроме этого, могли выдерживать значительные повышения температуры. Что касается цены продукта - то она выше всякой похвалы. К минусам таких сплавов можно отнести их неспособность поглощать абразивные частицы, поэтому твердый мусор, попадающий между валом и втулкой быстро выводит опору из строя.
Тем не менее, сразу после изобретения алюминиевые втулки стали очень популярны и спрос на них высок до сих пор. Но на рубеже третьего тысячелетия у этих втулок появился серьезный конкурент – сталебронзовые детали. Они обходятся дороже алюминиевых, но многие считают их более выгодным приобретением из-за повышенной стойкости к износу. Изготовленные из сталебронзовой ленты вкладыши хорошо противостоят абразивным воздействиям и еще более термостойки чем алюминиевые. Им даже не страшны неровности на цапфе вала, которые убийственны для алюминиевых деталей. Биметалл также гораздо менее капризен с точки зрения выбора масла.
Высокая цена – единственный существенный минус сталебронзовых вкладышей и это дает шанс алюминиевым. В современной механике элементы подшипников скольжения из алюминиевых сплавов применяют там, где опора работает в относительно чистой среде и не испытывает больших нагрузок. Но там, где условия эксплуатации механизмов экстремальные, нет ничего лучше биметаллических подшипников. В ответственной и сложной технике, ремонт которой может быть очень дорогостоящим, не рискуют применять алюминий и предпочитают переплатить за сталебронзу.