Подшипники скольжения, изготовленные на основе графита, очень популярны в механике. Недорогие, термостойкие, неприхотливые в обслуживании опоры относятся к самосмазывающемуся типу, что значительно упрощает их эксплуатацию. Используются графитовые подшипники в насосах, работающих при повышенных температурах или в агрессивных средах, в газодувках, в высокоскоростных шпиндельных узлах станков, в текстильном, полиграфическом и пищевом оборудовании. Особо стоит отметить, что это единственные опоры скольжения, которые применяются в зонах нагрева сушильных и калильных печей.
Преимущества графитовых подшипников
До того, как в опорах валов начали успешно использовать графит, многие узлы вращения технологического оборудования были на порядок менее надежны и долговечны. Если сравнивать самосмазывающиеся графитовые подшипники с опорами, имеющими втулки из металлов и полимеров, то нужно отметить целый ряд важных преимуществ:
Отсутствие уплотнений, призванных удерживать смазку внутри узла;
Нет необходимости выноса опоры за пределы зоны нагрева;
В паре металл – графит, износу подвержен только недорогой графит;
Возможность использования деталей при любых скоростях;
Высокая эффективность в жидких и газообразных агрессивных средах.
Применение углеграфитных опорных узлов значительно упростило конструкцию многих видов оборудования в металлургической и химической отраслях. Там где ранее нужно было искать конструктивное решение для выноса опор из рабочей зоны с высокими температурами или коррозийной средой , сейчас можно без сомнений устанавливать подобный подшипник.
Некоторые такие узлы скольжения используются со смазками. С ними применяют жидкие смазочные материалы кислые, щелочные и даже органические, но только не маслянистые жидкости и не консистентные смазки. Несовместимость графита с маслами связана с тем, что этот материал образует с ними вязкую, легко схватывающуюся пасту, которая особенно опасна для опоры при повышении температуры.
Недостатки графитовых подшипников
К серьезным минусам таких опор скольжения следует отнести хрупкость графитовых втулок. Из-за этой особенности при изготовлении подшипников графитовые элементы вставляют в металлическую обойму, используя не запрессовку, а температурную посадку. Свойства материала не позволяют изготавливать из него втулки сложной конфигурации и делать пазы, отверстия и проточки. Также стоит отметить низкую износостойкость таких узлов и невысокую стойкость к нагрузкам.
Требовательны графитовые подшипники и к поверхности вала. Ее шероховатость не должна превышать 0,16 — 0,4 мкм. Чем ниже значение этого параметра, тем лучше проходит приработка опоры и тем меньше износ графитового вкладыша в начале работы подшипника. На начальном этапе использования новой детали рекомендуется организация отвода продуктов износа из зоны трения. Чаще всего это реализуется подачей сжатого воздуха, что требует установки дополнительного оснащения.